Главная Справочник Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(445 слов) Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» главным образом описывает судьбу конкретных героев в эпоху коренных потрясений на заре девятнадцатого века, а не глобальные события. Но нельзя сказать, что исторический фон повествования, в который включены и реальные личности, не несёт никакой смысловой нагрузки. Наполеон Бонапарт, Александр I, Михаил Кутузов – с помощью этих героев автор получает возможность передать читателю свои взгляды на ход истории, на роль в нём «большого» и «маленького» человека.

Образ Наполеона в первый раз возникает в самом начале произведения. На светской встрече в столице Пьер Безухов и Андрей Болконский говорят о нём с восторгом и восхищением, превознося тактический гений полководца. Князь Андрей и вовсе желает поскорее отправиться в Австрию на войну, чтобы повторить путь своего кумира.

Но идеализированный образ Наполеона в голове Болконского вскоре исчезает, сменяясь чем-то другим. Уже после страшного Аустерлица, воочию увидев всю жестокость и противоестественность войны, Андрей лично встречается с императором всех французов. Полководец, окружённый ореолом славы и величия, внезапно оказывается вполне обычным, полным, нескладным человеком, по одному слову которого армии начинают истреблять одна другую. Автор наглядно демонстрирует, как сильно в представлении народных масс может измениться реальность, как победы и успехи создают вокруг человека своеобразный панцирь из величия, за которым он прячет настоящего себя.

С течением времени образ Наполеона меняется ещё сильнее и в худшую сторону. В двенадцатом году мы снова видим Наполеона, но что с ним стало? От храброго и талантливого генерала, сражавшегося за Французскую республику, не осталось и следа. Вместо этого нам предстаёт самодовольный и высокомерный тиран, не желающий видеть и слышать никого, кроме себя.

Бородинское сражение замыкает цепочку изменений образа Наполеона. Столкнувшись с неконтролируемым, вышедшим за пределы планов и ожиданий побоищем, он теряет всю свою спесь и надменность. Потеряв контроль над своей армией, он может лишь наблюдать за развитием сражения. Зависимость от прихоти судьбы становится страшным мучением для императора, привыкшего повелевать всем, что он видит. В тот момент перед нами проносятся все его амбиции и планы, в которых он стремился построить новое, идеальное государство и искоренить из него всё зло, чтобы наслаждаться славой. Наполеон видит цель жизни не в заботе о своей Франции, а в получении как можно большего почёта для себя самого, что, по мнению Толстого, является постыдным для любого правителя.

Свою чёткую и конкретную оценку Наполеона автор представляет в монологах. Толстой видит в истории не деятельность отдельных личностей, а результат жизни каждого, даже самого незначительного человека. Никто не может притворяться, что подчинил такое хаотичное движение. Бонапарту всего лишь повезло оказаться на самой заметной точке этого движения.

Создавая образ Наполеона, автор хочет искоренить само понятие «историческая личность». Демонстрируя все несовершенства и пороки Бонапарта, писатель стремится доказать, что историю пишут не императоры, а простые люди. Ведь без усилий народа ни один замысел сильных мира сего не стал бы явью.

Автор: Виталий Круглов

Смотрите также
Комментарии
Задай вопрос
+