Сны в романе "Преступление и наказание" (Ф. М. Достоевский)
(378 слов) Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это весьма разностороннее и глубокое произведение, в котором автор описывает и осмысляет многие аспекты общества, человека в обществе и души в человеке. Естественно, для того, чтобы полностью раскрыть все особенности внутреннего мира главного героя, Достоевский обращает особое внимание на душевное состояние Раскольникова. Именно поэтому, помимо речи героя, его мысленных монологов и его диалогов с другими персонажами, в романе описывается сразу несколько снов, каждый из которых несёт смысловую нагрузку.
Любое сновидение является отражением мыслей, чувств и впечатлений человека, на формирование которого он сам не оказывает влияния. Поэтому в больном и измождённом сознании Родиона нередко возникают несуразные и бессмысленные сны: сон о прекрасном африканском оазисе, противопоставленном Петербургу, сон о полицейском, избивающем хозяйку.
Самый первый сон, описанный автором, Раскольников видит ещё до совершения преступления. Воображение переносит его в детство, в маленький городок. Он видит большой трактир, церквушку и кладбище возле неё, а там – могилы его брата и бабушки. Весь сон будто давит на героя, душит его. Потом Раскольников вынужден наблюдать ужасающую сцену: пьяная компания на телеге начинает избивать старую слабую лошадёнку, потому что она не в состоянии сдвинуть с места тяжело нагруженную пассажирами повозку. Родиону очень жаль лошадь, но поделать он ничего не может. Этот сон раскрывает нам характер героя с другой стороны, указывая на то, что его ужасает ярость и жестокость, несмотря на чудовищный замысел, который зреет у него в голове.
Уже после убийства старухи Раскольников видит новый сон. В этот раз он будто бы следует за каким-то незнакомцем и вновь оказывается в квартире процентщицы. Но она жива, сидит в комнате и смеётся над героем. Родиона пугает и мучает этот злорадный, пронзительный смех, порождаемый старухой, но он, как и в первом сне, бессилен что-либо предпринять. Он пытается сбежать и со всех сторон видит толпу, каждый в которой знает, что он убийца. В воспалённом уме Раскольникова, которого одолевают муки совести и отвращения к самому себе, рождение такого сна не может быть чем-то необычным.
Последний из значимых снов Родион видит уже на каторге. В нём герой с ужасом наблюдает, что сталось бы, если б его теория обрела сторонников по всему свету. Реки крови, массовая жестокость и бесчеловечность – вот к чему ведёт идея разделения людей и безнаказанности.
Во снах Раскольникова отражаются изменения в его мировоззрениях и душевное состояние. Таким образом, они играют важнейшую роль в образе героя.
Автор: Мария Богомолова