Реферат на тему «Слова вежливости. В каких ситуациях они используются?»

Ответы и объяснения

Вежливость – часть нормального (что бы вокруг ни творилось) повседневного поведения, часть речевого этикета, по которому судят о человеке.

Рассмотрим, какие слова вежливости используются в повседневной жизни чаще всего, а также в каких ситуациях их следует использовать.

Вежливые слова включают в себя несколько групп:

- слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «приятно познакомиться», «рад знакомству», «добро пожаловать»);

- слова прощания («до свидания», «до встречи», «спокойной ночи», «всего хорошего», «всего доброго», «всех благ», «удачи», «счастливого пути»);

- слова просьбы («пожалуйста», «разрешите», «будьте добры», «будьте любезны», «окажите любезность»);

- слова благодарности («спасибо», «благодарю», «признателен», «тронута вниманием», «наше почтение»);

- слова извинения («извините», «простите», «прошу прощения», «сожалею»);

- слова пожелания («приятного аппетита», «будьте здоровы»).

В словах вежливости кроется суть национального характера и ценности народа. Они берут начало в исконном языке, имеют долгую историю и потому точно отражают закрепившийся стиль отношений в том или ином сообществе.

Вежливые слова помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие слова вежливости, притягательны и интересны при общении.

1. Слова приветствия

Слова приветствия — одни из самых важных вежливых слов, задействованные в процессе приветствия и знакомства.

Согласно общим правилам:

- опоздавший здоровается первым с уже с присутствующими;

- первым приветствуют: мужчина – женщину, молодой человек – пожилого, подчиненный – руководителя.

Приветствие при встрече и обращении

Обычная форма вежливого приветствия «Здравствуйте!». Фактическое значение слова – это пожелание здоровья. Слово древнее по происхождению и произошло от слова «здравствовать», быть здоровым, благополучно существовать. Такое приветствие универсально и будет уместным как при встрече с учителем в школе, так и при обращении к продавцу в магазине.

Также при встрече широко распространен вариант использования словосочетаний «Доброе утро!», «Добрый день!» или «Добрый вечер!» в зависимости от времени суток, когда вы здороваетесь.

Важно заметить, что в русском языке при приветствии традиционно употребляется именительный падеж, а не родительный – «Доброго утра!», «Доброго вечера!». Родительный падеж («Спокойной ночи!», «Всего доброго!») используется при прощании, а не при приветствии.

Если гостей много, то в начале можно поприветствовать гостей фразой «Добро пожаловать!», а уже затем поздороваться с каждым лично.

При знакомстве друг с другом

При первой встрече используются слова вежливости «Рад знакомству» и «Приятно познакомиться».

При разговоре по телефону

При звонке по телефону помимо упомянутых выше слов вежливости следует не забыть представиться, ведь собеседник может не узнать вас по голосу. Хорошим тоном также считается обозначить в начале разговора цель своего звонка и уточнить, удобно ли собеседнику сейчас разговаривать.

2. Слова прощания

Вежливое прощание с собеседником – еще один шанс оставить о себе хорошее впечатление. Не уходите по-английски, именно слова прощания

(«Всего хорошего!», «Доброго пути!», «До скорой встречи!») – останутся в душе вашего оппонента.

Прощание обязательно сопровождается фразами «до встречи», «до свидания», являющимися подтверждением важности общения. Собеседники выражают дружелюбие, подают надежду на новые встречи.

Когда вы уходите, например, из гостей, по правилам этикета слова прощания совмещаются со словами благодарности. Это может быть прощальный комплимент и благодарность за гостеприимство, оказанное внимание, интересное блюдо, уделенное время и т.д.

3. Слова просьбы

Если вам необходима помощь, то следует просить, используя словосочетания «Пожалуйста, помогите», «Окажите любезность», «Можно спросить». Собеседник, к которому обращены добрые фразы, обратит внимание, обязательно проявит доброжелательность.

Если вы увидели, что человеку требуется помощь, то следует начать диалог с фразы «Можно я помогу вам?». После согласия вы можете оказать помощь.

«Разрешите» может использоваться в ситуации, когда вам понравилась какая-либо вещь, например, куртка в магазине, и вы просите продавца взять её, чтобы получше рассмотреть: «Разрешите, пожалуйста».

Перед тем как высказать просьбу, не будет лишним извиниться, что вынуждены отвлечь оппонента от других дел и хотите обратиться: «Извините, будьте любезны, подскажите, где находится библиотека?»

Также допустимо комбинирование нескольких слов просьбы в одном предложении. Например, чтобы уточнить время у незнакомого человека после слов приветствия можно сформулировать вопрос так: «Будьте добры, подскажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?».

В письменной просьбе добавьте выражение надежды на понимание или благодарность: «Заранее спасибо», «Буду очень признателен».

Не стоит также переусердствовать в вежливости, обращаясь к людям при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Не озадачивайте продавца витиеватой просьбой «Извините, будьте так любезны, не сможете ли вы мне взвесить…».

4. Слова благодарности

Самым распространенным и универсальным словом благодарности можно считать слово «спасибо», которое образовалось из словосочетания «спаси Бог». Однако в обиход «спасибо» вошло лишь в ХХ веке, до этого момента чаще всего использовалось «благодарю». Сказать «благодарю» – означает выразить одобрение человеку.

«Спасибо» имеет включает несколько разновидностей – часто в разговоре можно услышать «большое спасибо», «сердечное спасибо», «огромное спасибо. Благодарность за помощь, оказанную услугу, уделенное внимание, совет, подарок или приглашение — наиболее популярная форма вежливости.

Важно выразить благодарность вовремя. Особенно важно не забывать о сроках в деловой жизни. Получив открытку к празднику или приглашение на мероприятие, следует отправить благодарственное письмо или подтверждение вашего участия максимально оперативно.

Благодарность, произнесенная в присутствии других людей, принимает особое значение. Это всегда приятно.

В ответ на указание вам на ошибки со стороны учителя или руководства можно поблагодарить за объективную критику следующей фразой: «Спасибо, я обязательно учту замечания и устраню недоработки».

Вежливое «спасибо» поможет отказаться от неинтересного предложения: «Спасибо за приглашение, но я буду занят».

Не стесняйтесь употреблять волшебные слова во время спора, на «спасибо» редко кто сможет ответить грубостью.

Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь – не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

Помимо указанных слов благодарности в переписке уместным будет использовать такие слова как «признателен», «тронута вниманием», «наше почтение».

Также к словам благодарности можно также отнести «угощайтесь» в ситуации, когда хозяин дома предлагает гостю разделить с ним обед.

5. Слова извинения

В процессе извинения волшебные слова незаменимы. Только с помощью волшебных слов вы сможете быстро наладить отношения, разобраться в сложной ситуации и загладить вину.

Слова извинения должны быть искренними и достаточными.

Забыли поздравить юбиляра или не выполнили просьбу? Чем быстрее будет исправлена ошибка, тем лучше. Нетактично сделать вид, что ничего не произошло, лучше извиниться и исправить оплошность. Не заметив человека или забыв поздороваться, вы можете сказать лишь «Извините, не заметил» – и случайная ошибка будет не замечена. Однако в сложной ситуации необходимо объяснить причину своего поступка.

Извиняясь за серьезную ошибку, не отшучивайтесь, этим вы еще больше обидите собеседника. Не передавайте извинения через третьих лиц. Как бы ни было горько признание – постарайтесь сделать его лично. Не следует отправлять серьезные извинения по электронной почте, лучше позвоните или сделайте это при личной встрече.

Помимо наиболее часто употребляемого слова «извините», можно использовать «простите», «прошу прощения» и «сожалею».

6. Слова пожелания

Часто слова пожелания «Будьте здоровы!» можно услышать в адрес чихающего собеседника или при прощании с больным. Перед началом

трапезы, сидящие за одним столом, желают друг другу приятного аппетита, «будьте здоровы»).

Использование вежливых слов в повседневной жизни поможет вам наладить контакт с любым собеседником, оставить о вас приятное впечатление. Кроме рассмотренных слов вежливости существует множество других вариантов слов благодарности, извинения и т.п., например, «Вы очень добры!», «Хорошо выглядите!», «Очень приятно» и т.д. Не обязательно знать их все, важно не забывать использовать их, учитывая ситуацию, в которой вы находитесь. Уместно подобранные слова вежливости – визитная карточка хорошего воспитания.
Задай вопрос
+