Главная Справочник Сочинение: Конфликты в комедии "Горе от ума" (А. С. Грибоедов)

Сочинение: Конфликты в комедии "Горе от ума" (А. С. Грибоедов)

(491 слово) В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» рассматривается российское общество на границе двух эпох. Конфликты в этом произведении – это не просто столкновения людей, это противостояния целых систем ценностей и мировоззрений. Эта борьба двух миров проходит через всю пьесу, находя отражение в двух сюжетных линиях.

Первый из конфликтов очевиден для любого читателя. Он выражается в критике всего высшего дворянства Москвы прогрессивным и образованным Александром Андреевичем Чацким. Герой считает почти все привычки и обычаи общества, в которое попал,  отжившими себя, устаревшими, безнравственными и глупыми. Почти сразу после того, как Чацкий приходит в дом богатого и знатного Павла Фамусова, происходит первая «стычка взглядов». Фамусов – классический пример любого человека из общества, которому принадлежит. Консервативный, лицемерный, ограниченный лентяй, высшее своё призвание видящий в разведении кумовства. Все свои многочисленные пороки он пытается скрыть за маской доброжелательности и образованности. Нетрудно догадаться, что это редко ему удаётся. Чацкий, не желающий пресмыкаться или соглашаться хоть в чём-то с таким жалким человеком, все доводы Фамусова разбивает о свои принципы и убеждения, и Павел Афанасьевич временно уступает. Но Александр постепенно осознаёт, что, если ему и удастся переубедить одного человека, это не окажет никакого эффекта, ведь так, как Фамусов, думает всё московское общество. Они дружно выступают против Чацкого, выставляя как раз его чем-то лишним и неестественным.  После этого идеалы и убеждения героя начинают казаться нелепыми даже нам. В  итоге столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» Грибоедов с сожалением признаёт тот факт, что ограниченные и порочные порядки ещё долго будут держаться в обществе. С другой стороны, автор высказывает надежду на появление новых «врагов исканий», подобных Чацкому, и их победу над стариной.

Второй, не такой заметный конфликт, в котором участвует Чацкий  - это конфликт любовный. Его характерная черта в том, что Александр Андреевич сталкивается не с представителями «старых порядков», а со своими ровесниками, воспитанными Фамусовым и ему подобными. На другой стороне конфликта находятся Софья – дочь Фамусова, и её возлюбленный – Алексей Молчалин. На примере этих персонажей видно, что характер и взгляды людей формирует не эпоха, в которую они родились, а воспитание, которое получили. Чацкий, выросший на идеалах Просвещения и долгое время живший в Европе, разительно отличается от воспитанных в ограниченном и консервативном московском обществе Софьи и Молчалина. Эти двое вскоре станут обычными его представителями, что подтверждается их поведением. Алексей Молчалин использует любовь Софьи, чтобы заручиться расположением её отца и сделать карьеру, а она с готовностью и легкостью поддаётся на этот обман, надеясь воплотить в мир любовные истории из бульварных романов. Александр, пытаясь открыть Софье глаза на истинное положение вещей, обижает героиню, что в итоге неприятно сказывается на его собственной судьбе.

Оба конфликта в финале сплетаются в один. Софья, оскорблённая прямотой Чацкого, распространяет на балу слух о его безумии, который с удовольствием подхватывает общество. Чацкий, не желая больше выносить это, удаляется с бала. После он ещё и разоблачает Молчалина, ведь правда на его стороне, но на общество это не имеет никакого эффекта. Всё же, несмотря на поражение героя, Грибоедов верит в то, что именно такие люди смогут одолеть пороки высшего света и направить страну по верному пути.

Автор: Роман Пискунов

Смотрите также
Комментарии
Задай вопрос
+