Главная Справочник Образ Базарова в романе "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе "Отцы и дети"

(524 слова) В герое романа И. Тургенева «Отцы и дети» Евгении Васильевиче Базарове воплощена суть конфликта, возникающего между поколениями. Будучи нигилистом, слугой науки и всего полезного с её точки зрения, он отрицал искусство, общепринятые ценности и авторитеты, красоту человека и красоту природы. Базаров жил просто и рационально, как истинный нигилист.

Характер героя сформирован его жизненным опытом и убеждениями, но никак не воспитанием. Базаров достиг всего без чьей-либо помощи, поэтому он презирает сибаритство и бездельное созерцание, а природа для него – мастерская, а не священный храм. Мировоззрения Евгения не дают ему понимать и ценить людей, с которыми он общается. Например, Аркадий для него лишь сторонник по убеждениям, а к собственным родителям он относится как к малым детям, хоть и любит их.

Рационализм и убеждённость Базарова в своей правоте создаёт у читателя впечатление, что Евгений способен преодолеть любые трудности, любые жизненные испытания. Он может убедить любого, ведь его аргументы – это факты, умные и последовательные умозаключения, остроумные и меткие замечания. Ни Павел Петрович, ни его брат не могут даже поколебать уверенности Базарова в истинности его взглядов.

На любовь герой, как всякий нигилист, смотрит весьма своеобразно. Любые отношения между мужчиной и женщиной он видит исключительно с биологической стороны, решительно отрицая существование чего-либо загадочного и романтичного. Базаров говорит, что любовь – белиберда, непростительная дурь. Он высмеивает Аркадия, который пытается делиться с ним впечатлениями чувствами, эмоциями от общения с женщинами, и со снисходительной улыбкой говорит ему, что все эти переживания – лишь плод воображения молодого Кирсанова. Но судьба вскоре проверяет твёрдость взглядов самого Евгения, и он не выдерживает этой проверки.

Знакомство, а затем любовь к Одинцовой становится настоящей катастрофой для всех внутренних убеждений и мировоззрений героя. Во время общения с ней он с ужасом обнаруживает в себе всю ту романтичность, что раньше так презирал и высмеивал. Но его возлюбленная не отвечает взаимностью, и обескураженный Базаров старается отстроить свой чёткий и рациональный внутренний мир, но это ему не удаётся. Он хочет забыться, погрузившись в работу, в исследования, в эксперименты, но Одинцова никак не может выйти из его души. Тот несгибаемый стержень, что поддерживал его на протяжении жизни, оказался надломлен внезапным чувством и не может быть восстановлен. Всё, что Базаров пытается делать после отъезда от Одинцовой – лишь самообман.

Из-за неаккуратности в работе с заражённым трупом Евгений заболевает тифом без надежды на выздоровление. Из-за равнодушия к собственной судьбе и внутренней опустошённости он не ценит свою жизнь, и судьба преподносит ему закономерный результат – умирать от собственной неосторожности. Но почему же Базаров, который, казалось бы, способен преодолеть любые трудности, вдруг теряет интерес к жизни? Вина его безразличия – безответная любовь, само существование которой он так резко и часто подвергал сомнению.

Герой способен смириться с крушением его идеалов лишь перед самой смертью, когда он просит Одинцову приехать к нему. Впервые в жизни Базаров сталкивается с тем, что не сможет объяснить наука или нигилизм, и он признаётся сам себе, что любовь взяла верх над ним. Фактически, он повторил судьбу Павла Петровича, которую до этого презирал.

Наверное, именно твердолобость Базарова, его нежелание прислушиваться к другим и к самому себе привело его к столь быстрой смерти. Но разве нельзя назвать победой то, что он признал своё поражение?  Пусть незадолго до смерти, но в Базарове всё же восторжествовала любовь. Такое преображение заслуживает уважения.

Автор: Максим Кустиков

Смотрите также
Комментарии
Задай вопрос
+